Tesla motors — еще один финансовый пузырь?


В последние несколько лет рост котировок и соответственно капитализации компании просто потрясает, но действительно ли за столь  стремительным ростом стоят сильные финансовые показатели?



 Баланс компании представлен ниже.



За 9 месяцев 2013 года активы Tesla увеличились практически  в два раза. В основном за счет инвестиций в расширение бизнеса в Европе и в северной Америке, а в частности в Нидерландах, Германии, Люксембурге и на западном побережье США (открытие новых магазинов,  расширение дилинговой  сети по обслуживанию и рост производственных мощностей, если так можно сказать). Кроме того, инвестиции осуществляются в основной капитал. За данный период инвестиции составили около 347 млн. долл., а основной капитал увеличился с 552 млн. в 2012 до 654 млн.  за 9 мес. 2013 года. Столь стремительный рост можно охарактеризовать лишь низкой базой (к примеру, если открыть завод в какой-либо банановой республике, то ВВП тоже сильно возрастет). В целом долговая нагрузка компании сократилась по сравнению с активами, но пока остается на достаточно высоком уровне. Коэффициент Активы/Обязательства   равен 1,42.  Однако, несомненно радует, что около половины всех обязательств  долгосрочные (в пределах 793 млн. из 1,5 млрд.)


За 3 квартал текущего года компания смогла продать 5500 автомобилей, в 4 кв. компания планирует продать 6000 и довести общее числе продаж авто за 2013 год до 21500.  Рост выручки в 3 кв. в сравнении с 2 кв. составил 6,4%. (431 млн.)  Однако уже на протяжении нескольких лет Tesla не может получить прибыль. К примеру,  в 3  квартале 2013 убытки составили 38 млн., во втором этого же года 30 млн.  Динамика выручки и чистой прибыли представлена в таблице.



Однако, несмотря на убытки, до недавнего времени ничего не мешало котировкам расти. Хотя, когда индексы бьют хаи, иррациональность часто достигает своего апогея.


Учитывая финансовые показатели и текущую капитализацию компании (17,8 млрд.долл.), следует отметить, что в котировках заложено практически все: рост будущей прибыли (хотя компания убыточна), рост выручки и «светлое будущее».  Если сравнивать с  конкурентами по отдельным показателям (хотя единственный показатель по которому это можно сделать P/S – капитализация/выручку или стоимость на акцию/выручка на акцию, т.к другие показатели отрицательные и не могут быть применены— операционная маржа, свободный денежный поток, чистая прибыли), то  компания завышена просто в разы. P/S у Tesla motors равен 13,5, для сравнения у NISSAN MOTORS— 0,3,  TOYTA MOTORS— 0,71,  GENERAL MOTORS— 0,37, FORD MOTORS— 0,46.  


 


P.S. Чисто эстетически машины компании очень привлекательны и красивы по дизайну, но финансовые показатели не оправдывают столь высокую капитализацию, к тому же разработкой электромобилей занимаются практически все мировые автопроизводители.







6 комментариев

avatar
Если форд, ниссан, джиэм и прочие разрабатывают электромобили скорее для «программы лояльности» с целью удержания гиковой клиентуры, то тесла это изначально узкоспециализированный высокотехнологичный шарашмонтаж цель которого создать абсолютно новый продукт. Сегодня деньги не только синоним ликвидности, но и синоним финансовых манипуляций. Все что измеряется в деньгах в один прекрасный момент может лопнуть. Не может лопнуть только реальная идея, приносящая пользу всему человечеству. Тесламоторс — это идея завтрашнего дня. Электромобили решают задачи которые просто не реально сегодня измерить деньгами, потому что прибыли думают только о прибылях. По этому оценивать что то по капитализации в валюте страны у которой в абсолютном выражении огромнейший долг перед всем миром это мягко говоря далеко от материального мира. Уже сегодня в таких странах ЮК (Йонам) и Индия (Нью-Дели) проблемы экологии стоят довольно остро (+например Пекин). Что бы увидеть это не нужно быть профессионалом в сфере экологии. Достаточно быть например любителем Формулы 1 — тяжелый индустриальный смог просто невозможно не заметить. Поскольку проблемы экологии обычно в компетенции властей, то контрагентом скорее всего станет та компания, которая заточена исключительно под максимально-быстрое решение конкретно проблемы. А это явно не классический автопром, который будет нести убытки в связи со сворачиванием текущего производства и обслуживанием уже выпущенной продукции. Ну имхо. Очень хочется надеяться, что народ прекращает заниматься исключительно производством бумаги.
avatar
Отличный здравый комментарий! Согласен. У нас сейчас в мире не так много работающих идей, куда можно инвестировать, плюс избыток ликвидности. Думаю, это и объясняет капитализацию Теслы.
avatar
Да, также согласен с Петровичем и Георгием! В определенной смысле Тесла — для многих «луч света в темном царстве». Хотя убытки — настораживают! Хорошее дело может, при общей неблагоприятной коньюктуре вылиться в очередной пузырь.
У нас ведь тоже инноваторы в автопроме есть! Прохоров вот ё-мобиль делает!
avatar
По-моему, уже не делает(
avatar
В июле были сообщения о тестах на полигоне НАМИ и Виталий Петров около кремля ездил.
avatar
Здравствуйте! Если не ошибаюсь, то Тесла Моторс уже погасила свои долговые обязательства перед США и открыла в Москве новый центр продаж. Выходит прогноз о пузыре не сбылся?

Добавить комментарий