Цивилизационная суть Руси-России и русский вариант глобализации.

Что такое «цивилизация»?


Итак, что же такое «цивилизация» и чем разные цивилизации отличаются друг от друга?


Словарные определения [1] не дают должного представления о сути цивилизаций, рассматривая их либо как «локализованное общество», но никак не выделяя цивилизации, как надгосударственные объединения людей. Некоторые исследователи выделяют цивилизации по распространению в тех или иных государствах различных вероисповеданий [2]. Другие исследователи идут дальше, выходя на надгосударственный уровень рассмотрения цивилизаций. Так Самюэль Хантингтон в книге «Столкновение цивилизаций» (1994 г.) даёт такое определение:



«Цивилизация, таким образом, — наивысшая культурная общность людей и самый широкий уровень культурной идентификации, помимо того, что отличает человека от других биологических видов. Она определяется как общими объективными элементами, такими как язык, история, религия, обычаи, социальные институты, так и субъективной самоидентификацией людей» [3]. 


Также,


Российский историк Э. Д. Фролов в одной из своих работ перечислил их (признаки цивилизации — наше прим.) наиболее распространённый набор: общность геополитических условий, исконное языковое родство, единство или близость экономического и политического строя, культуры (включая религию) и менталитета [4].


Однако такие подходы лишь вскользь затрагивают цивилизационную суть, тот стержень, по которому можно определить ту или иную цивилизацию, рассматривая лишь поверхностные проявления этой сути — культуру, обычаи, распространение религий.


Более адекватный подход заключается в том, что если один и тот же смысл жизни является идеалом разных народов, и они так или иначе работают на то, чтобы эти идеалы были воплощены в жизнь, то возникает общность народов наднационального порядка. Это — цивилизационная общность. Она неформально объединяет многие народы [5], даже если их идеалы не стали пока реальностью в жизни:


«Мерило народа не то, каков он есть, а то, что <он> считает прекрасным и истинным, о чём <он> воздыхает» (Ф.М. Досто­ев­ский).


При таком взгляде обозримая история человечества — это история региональных цивилизаций, каждая из которых характеризуется определёнными жизненными идеалами, отличающими её от других региональных цивилизаций.


Цивилизационная суть Руси-России и русский вариант глобализации.


Деление мира на цивилизации по Хантингтону [6].


Мы разграничиваем цивилизации по их идеалам [7], по тому смыслу жизни, который несут мировоззрения их представителей. Этот смысл жизни выражается в отношении к правде, справедливости, любви.


Таким образом, каждая цивилизация в первую очередь отличается от других теми идеалами и идеями, которые она несёт в жизнь на протяжении своей истории. И по различию этих идеалов и можно выделять разные цивилизации.


Русская цивилизация, как и другие — несёт определённые, свойственные только ей идеалы и смысл жизни, реализуемый в меру возможностей её представителями.


РУСЬ — ЭТО ГАРМОШКА

Если посмотреть по крайней мере на известную нам письменную историю, анализировать археологические памятники, а также русский язык, то можно увидеть цивилизационную суть Руси-России.


Сначала опишем алгоритм её развития в исторической перспективе. В целом можно сказать, что Русская цивилизация заключается в рамках одной страны — России. Поскольку Россия меняет границы в течении времени, то к Русской цивилизации можно отнести и те страны, которые сейчас не входят в состав России, например Казахстан.


 


Видео расширяющейся России — «Русская цивилизация» http://www.youtube.com/watch?v=dJpiJJ9GBwo [8]


Исторически, развитие Русской цивилизации носит пульсирующе-расширяющейся характер. Наиболее подходящий образ — это гармонь, которая то сжимается под давлением, то разжимается, вбирая свежий воздух. Вот также и Русская цивилизация — она, подобно гармошке, то сжимается, то расширяется, причём со временем Русь становится всё больше и больше. Когда Россия как центральное государство испытывает какие-то периоды кризиса, от неё обычно откалывается периферия, которая пытается решить свои вопросы в течении какого-то определённого времени самостоятельно. Когда же центральное государство преодолевает этот кризис, вырабатывая некие новые подходы к ведению дел (экономические, политические, философские), то периферия, не сумевшая решить эти проблемы самостоятельно, входит в состав старого государства, и получается новое государство. Или же другие страны, которые посчитали, что они самостоятельно не могут решать проблемы и считают, что более эффективным будет решать их вместе в рамках общего государства вместе с Россией, выходят из состава других цивилизаций.


 


http://the-legends.ru/uploads/Products/product_125/harmonny.jpg


Можно вспомнить, как например, в своё время из состава Ирана вышло Грузинское царство и вошло в состав России. Сначала оно стало протекторатом, а только потом стало Российской губернией [9]. На сегодняшний день один из таких примеров — Финляндия. У Финляндии есть некая тяга к России, потому что: во-первых, она была в составе России и на неё повлияла русская культура и, наоборот, финская культура в какой-то степени повлияла и на Россию; во-вторых сейчас между странами очень тесные экономические и культурные взаимосвязи.


Отступление о принципах развития цивилизаций

Мы касались разницы в принципах развития различных цивилизаций в статье «Мир отсутствующего правительства и Путин» http://newyouthpolicy.org/ru/articles-ru/99-g-zero-world-and-putin, в разделе «Групповой заплыв». Здесь приведём несколько переработанную выдержку:


Межрегиональный конгломерат — принцип цивилизационного развития, при котором национальные структуры замещаются единой типовой унифицированной культурой. Управление в конгломерате подчинено единому межрегиональному центру, который осуществляет управление цивилизацией. Одна из главных задач межрегионального центра состоит в том, чтобы управление было идейно централизованным, то есть чтобы был только один источник идейной подпитки во всём конгломерате стран.


Другой тип развития цивилизаций, альтернативный межрегиональному конгломерату — многорегиональный блок. Многорегиональный блок отличается от конгломерата тем, что выбор общецивилизационного вектора целей и выработка концепции его достижения не сосредоточены в каком-либо центре, а распределены по всему блоку. Если даже какой-то региональный центр и сосредотачивает у себя административную власть над делами всего блока, то идеи, цели, частные концепции их достижения он черпает со всего пространства многорегионального блока. Поэтому блок кровно заинтересован в культурном разнообразии. И в отличии от конгломерата, который замещает национальные культуры единой унифицированной культурой, блок поддерживает и помогает развиваться культурам, и тому в них, что соответствует идеалам этого типа развития цивилизации.


Расширение блока происходит тоже иначе, чем у конгломерата. Если конгломерат разрушает вектор целей присоединённого «куска» и замещает его целями межрегионального центра, то блок сначала вписывает близкие по идеалам  цели из вектора целей страны в свой собственный вектор целей. А это значит по сути, что блок таким образом встаёт на путь помощи региону (стране) в достижении его целей, разделяя ответственность за них. С течением времени, может произойти слияние страны с помогающей ей цивилизацией в силу единства направлений развития.


Итак, все цивилизации в мире, по типу алгоритма их расширения, могут быть двух типов:


  • «многорегиональный блок», или просто «блок», и
  • «межрегиональный конгломерат», или просто «конгломерат».

Типичный пример конгломерата — это евро-американский конгломерат «западной» цивилизации, в котором есть единый управляющий центр, принимающий все решения, и политике которого подчиняются уже национальные центры. Этот центр укреплялся по мере развития западной цивилизации, путём уничтожения управленческой верхушки тех территорий, которые входят в её состав [10]. Делается это для того, чтобы не было каких-то управленческих центров, которые могли бы выработать альтернативу политике центра конгломерата и поднять восстание.


Для Русской цивилизации, как и для Китая и Японии, которые больше тяготеют к блочному принципу, характерны другие методы выстраивания самоуправления. Управленческие верхушки территорий, которые входили в состав Русской цивилизации, не уничтожались, а входили в состав российской элиты. Можно привести много примеров, когда в состав российской элиты входили представители национальных элит, присоединившихся стран: Багратионы (грузины), Юсуповы (ногайцы), Карамзины (от Кара-мурзы, крымца), Суворовы (татарские корни), Апраксины (от Салахмира), Давыдовы, Аракчеевы, Голенищевы-Кутузовы (все трое тоже имеют татарские корни), Толстые (немцы), Барклай-де-Толли (шотландец), Черкасские (кабардинцы) и множество других родов, которые представляли национальные элиты государств.


Цивилизационная суть Руси-России и русский вариант глобализации.


Соответственно принципу устройства блока, когда цивилизационный центр блока уничтожается или становится недееспособным, другой центр берёт на себя его функции. Можно вспомнить, когда Москва была недееспособной — функции управления на время смуты на себя взял Нижний Новгород. Также следует сказать, что злоупотребления властью в разные моменты истории несомненно были, и в них выражено частично отхождение от блочного принципа развития Русской цивилизации, однако они не имели доминирующего характера на протяжении длительных исторических периодов, в силу чего языки и самобытность национальных культур сохранились в Русской цивилизации и по настоящее время.
Читать далее    newyouthpolicy.org/ru/articles-ru/242-russian-conception-of-globalization







0 комментариев

Добавить комментарий