Как читать книги (рекомендации 1924г)

Всем привет!


Закончил читать и писать конспект по книге С.И. Поварнина «Как читать книги». На эту тему написано достаточно литературы, но меня зацепило именно то, что впервые книга была издана в 1924г (!).


Книга совсем не большая — 26 стр. А4 формата, достаточно крупным шрифтом.


Источник для скачивания lib.aldebaran.ru/author/povarnin_sergei/povarnin_sergei_kak_chitat_knigi/



1. Нужно обязательно приспособить чтение к ЦЕЛИ чтения


2. Цели чтения:


   2.1. I группа «низшая» — убить время, отсвлечься, чтобы уснуть


   2.2. II группа «высшая» — осведомление, пополнение знаний, сведений, расширение кругозора и опыта, самообразование — направленное (целевое) чтение.


3. Способы чтения:


   3.1. — перелистать, просмотреть, пробежать — вытащить самое важное


         — медленно, но с пропусками


         — медленно, с проработкой содержания, без пропусков — ЛУЧШАЯ ШКОЛА ЧТЕНИЯ.


   3.2. пассивное и активное чтение


         — пассивное: отдаем свое мнение на волю автора


         — активное: оцениваем мысли автора, соглашаемся/ критикуем их, делаем выводы


4. Главные задачи образования:


   4.1. приобретение известной суммы сведений из необходимой области


   4.2. развитие и углубление душевных сил, способностей, характера.


5. При самообразовании работа над книгой должна быть самая серьезная, упорная, трудная и часто очень долгая. Но времени на нее жалеть нечего: окупится с избытком. Если даже вы забудете потом книгу — работа над ней не пропадет: она останется в виде полезных навыков, продвинувшегося развития, накопленного уменья и сил.


6. Необходимые условия для правильного чтения: способность сосредотачивать и удерживать внимание на читаемом.


Если мы не запоминаем, то это как правило потому, что мы не можем сосредоточить внимания на читаемом, мысль отвлекается. Здесь две причины: 1) нервная болезнь 2) дурной навык. Вылечить можно упражнением: читаем отрывок текста, чтобы мысль его стала отчетлива и ясна (можно прочитать несколько раз) и т.д. с увеличением объема текста.


7. Для хорошего чтения необходима сила мышления. Но огромную важность представляет — СИЛА ВООБРАЖЕНИЯ.


8. Внутренние помехи хорошему чтению:


   8.1. нетерпеливость — нет терпения следить за развитием мысли, действия и т.п., хочется сразу узнать результат — пропускаются целые страницы, заглядывание «вперед» и т.д.


   8.2. лень мышления и воображения — неприятно напрягаться


   8.3. дурные привычки — те, которые олабляют внимание — думать о другом, читать под музыку.


Но какова бы ни была причина, необходимо бороться с ее жействием, необходимо постепенно поддерживать в себе навык к полному, углубленному чтению хороших, нужных, глубоких книг, выбирая время для такого чтения.


9. Чтение «запоем» — вредно, так как приводит к «глотанью» книг и создает дурной навык — поверхностное чтение, но прямо действует ослабляющим образом на память, внимание и волю.


Когда много «глотается» — мало переваривается.


10. Бросать книгу не дочитав — ослабление воли: одно из качеств сильного человека — все, за что берешься, доводить до конца (есть исключение — если книга совсем не понятная).


11. Что читать — читать только лучшие книги. Интересная книга или нет — это вопрос второстепенный, первый вопрос — нужна она или нет?


12. Вдохновляющие книги — в повседневной жизни необходимо время от времени прислушиваться к голосам, зовущим к высоким целям. Здесь источник вдохновения, надежд и бодрости (пассивное чтение). Возможен перечит.


Переведенная в действие мысль — основа хорошего навыка, не переведенная — часто шаг к созданию «мечтателя».


13. Произведения искусства — пассивное чтение, затем чтение с проработкой, возможно обсуждение.


14. Предварительное ознакомление с книгой — дает обычно большое сбережение времени и труда и лучшие результаты. Обзор содержания — предисловие, введение, оглавление, заключение — не посмотреть конец книги при предварительном ознакомлении с нею — значит сделать большой промах.


15. Главные задачи проработки книги:


   15.1. книга должна быть правильно и отчетливо понята. Условия 1) достаточная подготовка, должны быть основные знания по предмету 2) понимание иностранных слов и научных терминов 3) уменье «вникать» в читаемое — напрягать силу внимания.


   15.2. мысли и сведения должны быть отработаны в уме — как я понял, автор имеет в виду то что идею книги нужно «прожить» в себе.


   15.3. произведена оценка содержания. Настоящая критика требует не только смелости, но и знания и труда.


«Самой прекрасной мысли, если ее не записать, угрожает опасность быть безвозвратно забытой».


16. Процесс чтения — от общего впечатления идти к частям, к подробностям.


17. Перечитывание — для глубокого изучения книги совершенно недостаточно прочитать ее один раз.


18. Конспект — выделить все существенное, основное, связно изложить.




Та гимнастика мышления, которую приходится выполнять при такой работе, самым благотворным образом влияет на наши силы, мы умственно растем.


Ум дисциплинируется, расширяется, развивается. Это становится заметно довольно скоро. Нет лучшей «умственной гимнастики», чем эта при книжном образовании.


Кто умеет втянуться и добросовестно выполнять ее, тому она, в конце концов, начинает доставлять истинное наслаждение, а вместе с этим и трудное становится легким.







9 комментариев

avatar

Спасибо, полезно! Не знал, что у Поварнина есть такая книга. Я изучал только его «Искусство спора».


По теме от себя могу порекомендовать отличный блог своего земляка Армена Петросяна. На протяжении многих лет Армен пишет интересный и полезные статьи о саморазвитии. Также он неоднократно описывал свои техники и подходы к чтению. В общем, must read petrosian.ru/

avatar
Также стал замечать, что простое чтение книги, учебника, даже если вникаешь, понимаешь, улавливаешь мысль, то просто чтение как худ.книги:) Думаю надо браться и выписывать интересные моменты, конспектировать что ли. Дальше когда читаешь десятую интересную вещь, то о первых пяти помнишь слабо, дальше еще хуже. Да и в мозгу постоянно удерживать надо, занимаешь какую-то его часть:) Короче нужно делать пометки, от них явно польза.
avatar
Самый плохой клочёк бумаги всегда лучше самой хорошей памяти (© народная мудрость)
avatar
Дааа, народные мудрости это вообще статистическое резюме;)
avatar
«клочок» через о
avatar
Так же в тему супер книга: Как читать книги (автор: Мортимер Адлер). Кто потратит время, 100% как минимум будет доволен!!!
Последний раз редактировалось
avatar
Конспекты книг картами памяти делать не пробовали? Вроде пишут, что карты повышают эффективность запоминания/вспоминания.
avatar
В смысле mindmap?
avatar
Да.

Добавить комментарий