ЦБ хочет доверить роботам консультирование инвесторов-«физиков»

На российском финансовом рынке может появиться новый сегмент — автоматизированное инвестиционное консультирование. Банк России видит создание высокотехнологичных автоматизированных систем управления инвестициями физлиц одним из важных направлений развития финрынка в России, заявил в четверг на конференции по финансовой доступности первый зампред ЦБ Сергей Швецов. Пресс-служба регулятора не предоставила подробностей, но по данным издания, речь идет о программах-роботах, которые на основании данных клиента (возраст, профессия, объем и периодичность инвестиций, склонность к риску и т. д.) позволяют просчитать индивидуальный профиль риска, квалификацию и составить для него соответствующий инвестиционный портфель.


По словам собеседников газеты, зарубежный опыт показывает, что инвестконсультирование в классическом виде постепенно уходит в прошлое и внимание все больше привлекают автоматизированные сервисы, предлагающие стандартизированный набор решений широкому кругу клиентов. Идея ЦБ состоит в том, чтобы выстроить этот сегмент в России фактически с нуля, причем в изначально регулируемом формате. Регулирование может осуществляться, например, через лицензирование, предполагающее определенные требования как к компаниям, так и к программному продукту.


Плюс автоматизированного консультирования по сравнению с классическим — исключение человеческого фактора, который может повлиять на выбор стратегии в зависимости от личного отношения консультанта к клиенту, наличия инсайдерской информации и т. д. Кроме того, автоматизированные системы, располагая ограниченным набором опций, существенно упрощают процесс выбора портфеля для неквалифицированного инвестора и удешевляют процесс привлечения клиентов для профучастников рынка. Это должно способствовать привлечению на финансовый рынок большего числа инвесторов при минимизации рисков.


Российское законодательство сейчас не запрещает производить и предлагать клиенту подобные продукты. Но роботизированных инвестиционных консультантов на нашем рынке пока не существует, ряд компаний только планируют внедрить такую услугу. Исполнительный директор компании FinEx, планирующей запустить платформу «Финансовый автопилот» (онлайн-инвестиции в ETF для физлиц), Владимир Крейндель считает дополнительное регулирование в этой сфере излишним. По его мнению, достаточно существующих норм, описывающих деятельность доверительных управляющих. Однако он признает, что в российской законодательной системе, в отличие от западной, у доверительного управляющего теоретически есть возможность играть против клиента. Возможность разорить клиента есть как при использовании алгоритмов, так и при сборке портфелей вручную, указывает другой участник рынка. «Что в модель заложишь, то она и будет делать», — говорит он.






  • хорошо
    +5
    плохо

1 комментарий

avatar
Вспомнился фильм «Мне бы в небо», там тоже решили увольнять людей по интернету. А за руку подержать (клиента)? А в глаза заглянуть (консультанту)? Вы как хотите, а мне хочется, чтобы о моих кровных позаботился живой человек, а не машина. Я, поэтому, даже в банк хожу лично и вручаю свои деньги живому человеку, чтобы он положил их мне на счёт. Ну и пусть, что от этого ничего не меняется и он нажимает те же кнопки, которые мог бы нажать и я сам. Главное, ритуал! (и моё спокойствие :))

Добавить комментарий