Современное регулирование финансовых рынков. Часть 3

(продолжение. начало см. здесь smart-lab.ru/company/exante/blog/247071.php и здесь smart-lab.ru/company/exante/blog/247746.php)

3. Регулирование финансовых рынков в Евросоюзе

3.1 История и особенности регулирования

В отличие от США, финансовое регулирование в Европе — быстро меняющаяся отрасль, где континентальная и англосаксонская системы с трудом ищут точки соприкосновения.

В отличие от США и Великобритании, в континентальной Европе инвестиции традиционно осуществлялись в основном не через акции, а через долговые инструменты. Структура финансовых продуктов была проще, финансовые рынки были менее диверсифицированы и носили менее инновационный характер. Важнейшую роль по сей день играют банки как крупные инвесторы в акционерные капиталы хозяйства. Значительная часть предприятий подконтрольна банкам или их группам.


9780521518635.jpg




Революция MiFID. Обзорный труд, изданный Кембриджем


Попытки ввести единые правила игры на финансовых рынках Европы предпринимались с 1990-х годов, но реальная унификация законодательства произошла лишь в 2007 году, когда вступила в действие Директива о рынках финансовых инструментов (The Markets in Financial Instruments Directive, MiFID). Эта директива продолжает дополняться. Первая редакция директивы была принята в 2004 году и действовала с 2007 по 2010 год. Вторая редакция, MiFID II, действует с 2010 года. Требования директив распространяются на 27 членов Евросоюза и 3 страны Европейской экономической зоны (Исландия, Норвегия и Лихтенштейн).

Если американское регулирование касается, в первую очередь, наиболее важных вопросов, касающихся надёжности инвестиций, то европейский подход старается охватить более широкий круг проблем — вплоть до обеспечения финансовой грамотности населения или борьбы с финансированием терроризма. На составление и дополнение MiFID значительное влияние оказал опыт работы британской FSA, а также общие левые настроения континентальной Европы. Эти настроения особенно усилились после недавнего кризиса, который многие сочли результатом “неуправляемого англосаксонского капитализма”. Декларируя такие позитивные цели как повышение конкуренции на рынке, повышение прозрачности сделок и защита клиентов, директива, однако, ознаменовала широкую дополнительную бюрократизацию рынка. Она поставила целью введение регуляции для тех торговых институтов, которые до этого не регулировались, и расширение диапазона инвестиционных услуг и продуктов, требующих авторизации. Брокерам было поставлено в обязанность проведение оценки «адекватности» клиента (опыт, знания, финансовое положение), а также «наилучшее исполнение» (“best execution”) заявки. Брокер, получив заявку клиента, обязан исполнить ее “наилучшим способом” и в течение определенного времени (от 3 до 5 лет) хранить соответствующую информацию. При этом, сами критерии «best execution» в Директиве по сей день отсутствуют, и вопрос их определения вызывает жаркие дискуссии в профессиональном сообществе.




41TQiH4dWlL._SY344_BO1,204,203,200_.jpg




Ещё одна книга о MiFID. Хотели авторы того или нет, но её немецкое название может быть прочитано иностранным читателем весьма неоднозначно


Документ продолжает дополняться, зачастую — в сторону дальнейшего “закручивания гаек”. Например, в 2013 году в него были внесены изменения, ограничивающие спекуляции пищевыми продуктами и товарами, связанными с энергетикой. Планировалось также ужесточение правил выхода на рынок ЕС игроков из третьих стран, которое могло существенно ухудшить положение даже швейцарских банков (так как Швейцария — не член ЕС), но эта инициатива была заблокирована Великобританией и Францией.

В недавнее время отношение евроскетиков (в первую очередь, Великобритании) к самой идее единой европейской регуляции становится всё более критическим. Европейские страны имеют слишком разную экономическую историю и интересы, и трудно сказать, выдержит ли опыт унификации проверку временем. Но, как бы то ни было, высокие требования MiFID к финансовым организациям ощущаются, в первую очередь, самими этими организациями. Для рядовых же клиентов наличие у брокера лицензии одной из стран ЕС, подчиняющихся Директиве — хороший признак того, что брокер смог выдержать  непростую проверку своей надёжности и добросовестности.

Чтобы проверить, что брокер действительно лицензирован в рамках MiFID, нужно зайти на сайт его непосредственного регулятора и посмотреть на нём список лицензированных компаний. Например, чтобы убедиться, что брокер Exante (http://exante.eu) имеет такую лицензию, надо зайти на сайт Управления по финансовым услугам Мальты (Malta Financial Services Authority, MFSA, mfsa.com.mt), перейти в раздел “licence holders” (http://mfsa.com.mt/pages/licenceholders.aspx) и вбить в форму название компании. Мы увидим список лицензий, которыми обладает данная компания. В частности, лицензию на инвестиционные услуги (http://mfsa.com.mt/pages/licenceholder.aspx?id=3637).

3.2 Основные регулирующие органы
 
Общеевропейский регулятор.


  • Европейское агентство рынка ценных бумаг (European Securities Market Agency, ESMA, esma.europa.eu), создано в 2011 году.

Примеры действующих национальных регуляторов, уполномоченных выдавать общеевропейские лицензии в рамках MiFID.


  • Управление по финансовому контролю Великобритании (Financial Conduct Authority, FCA, fca.org.uk)
  • Управление по финансовому надзору Швеции (Swedish Financial Supervisory Authority, Swedish FSA, fi.se).
  • Управление по финансовым услугам Мальты (Malta Financial Services Authority, MFSA, mfsa.com.mt).
  • Федеральное управление финансового надзора Германии (Bundesanstalt fur Finanzdienstleistungsaufsicht, BaFin, bafin.de).
  • Кипрская комиссия по ценным бумагам и биржам (Cyprus Securities and Exchange Commission, CySEC, cysec.gov.cy).

3.3 Примеры известных брокеров, лицензированных после 2007 года в рамках MiFID








0 комментариев

Добавить комментарий