Искусство системного мышления,Джозеф О'Коннор и Иан Макдермотт.

Недавно, по рекомендации пользователя Н2Т Сергея Хорольского, прочел книгу. Нашел в ней много интересного и полезного. Делал для себя выдержки по материалу, которыми и решил поделиться. Резюме книги :
Искусство системного мышления,Джозеф О'Коннор и Иан Макдермотт.
 

Что такое система?


• Система — это сущность, которая поддерживает свое существование и


способность к функционированию благодаря взаимодействию своих


частей. Поведение различных систем зависит от того, как связаны


между собой их части, а не от самих частей. Поэтому можно, опираясь


на одни и те же принципы, понять поведение многих систем.


• Системы являются частью более крупных систем и, в свою очередь,


образуются меньшими подсистемами.


• Свойства систем — это свойства целого. Ни одна из частей ими не


обладает. Чем сложнее система, тем более непредсказуемы характерис-


тики системы в целом. Эти свойства систем известны как эмерджент-


ные, или возникающие, свойства — они ≪возникают≫, когда система


работает.


• Разделение целого на части — это анализ. С помощью анализа мы


приобретаем знания. Соединение частей в целое — это синтез. С помо-


щью синтеза мы приобретаем понимание. Когда вы разнимаете систе-


му на части и анализируете ее, она теряет свои свойства. Чтобы понять


системы, нужно наблюдать за ними в действии.


• Детальная сложность означает, что система состоит из большого числа


элементов.


• Динамическая сложность системы означает, что существует потенци-


ально большое число связей между ее частями, поскольку каждая из


них может пребывать в нескольких различных состояниях.


• Каждая часть системы может влиять на систему в целом.


• При изменении одного элемента системы всегда возникают побочные


эффекты.


• Системы противятся изменениям, потому что их части взаимосвязаны.


Но их изменения могут быть внезапными, очень быстрыми и эффек-


тивными. Если понять систему, то можно найти ее уязвимые места.


Небольшое воздействие на них может стать причиной значительных


изменений. Это — принцип рычага.


Контурное мышление


• Системное мышление идет не линейно, по прямой, оно имеет дело с


циклами, петлями, контурами. Связи между частями системы форми-


руют петли обратной связи. Это происходит, когда система возвращает


часть выхода или информацию о результатах данного этапа на свой


вход для того, чтобы оказать влияние на следующий шаг.


• Существует два основных типа обратной связи:


Усиливающая обратная связь — когда изменение выхода системы,


возвращаясь на ее вход, усиливает первоначальные изменения в том


же направлении. В результате система удаляется от первоначального


состояния со всевозрастающей скоростью. Такой тип обратной связи


может приводить к экспоненциальному росту.


Уравновешивающая обратная связь — когда изменение состояния


системы служит сигналом для противодействия первоначальному из-


менению, чтобы восстановить утраченное равновесие. Она служит


уменьшению действия, которое ее активирует. Уравновешивающая


обратная связь поддерживает стабильность системы и противится


попыткам ее изменить.


• У всех систем есть цель, даже если эта цель — просто сохранение себя,


выживание. Цель — это желаемое состояние, при котором система


пребывает в покое или состоянии равновесия. Пока сохраняется раз-


ница между действительным и желаемым состоянием системы, урав-


новешивающая обратная связь будет сдвигать систему в направлении


желаемого состояния. Она смещает систему к ее цели.


• Упреждающая обратная связь — это когда предвидение или прогноз


будущего влияет на настоящее таким образом, что оборачивается са-


мосбывающимся или самоопровергающимся пророчеством.


• Имея дело с системами, рассчитывайте на то, что эффект скажется с


задержкой. Нужно время, чтобы изменения прошли по всему контуру


обратной связи. Чем сложнее система, тем дольше может оказаться


задержка с проявлением сигналов обратной связи. Если не учитывать


эту временную задержку, она может привести к чрезмерной реакции


и раскачке системы.__



Поставьте перед собой цель. Потом задай-


те основной системный вопрос:


≪Что препятствует мне в достижении этой цели?≫


Каковы наиболее важные факторы, которые останавливают вас


и мешают сделать то, что вы хотите?


Для простоты рассуждений предположим, что вы имеете дело


с трудностями, созданными вашим образом мыслей, а не реальны-


ми обстоятельствами.


По поводу каждой трудности задайте вопрос: ≪В чем проявля-


ется эта проблема?.≫ — и запишите ответ.


Потом спросите: ≪ Что должно произойти, чтобы это переста-


ло быть проблемой?≫


Проявите особое внимание к тем ответам, которые указывают


на отсутствие навыков или ресурсов у вас или у других. Возможно,


это говорит о наличии ограничивающих ментальных моделей.



Ментальные модели


• Ментальные модели — это идеи, верования и убеждения, посредством


которых мы направляем свои действия. Мы используем их для объяс-


нения причин и следствий и для придания смысла нашему опыту.


• Наши ментальные модели сами образуют систему.


• Нам нужно понимание собственных ментальных моделей, потому что


мы используем их для придания смысла другим системам.


• В создании и поддержании ментальных моделей участвуют четыре


механизма:


Вычеркивание — отбор и фильтрование опыта, часть которого уходит


из памяти.


Конструирование — придумывание чего-то, что на самом деле от-


сутствует.


Искажение — манипуляция фактами и событиями, придание им


различных толкований.


Обобщение — истолкование единственного случая как типичного


для целого класса явлений.


• Существует ряд причин, которые приводят к искаженному восприятию


опыта:


Регрессия. Экстремальные события нерепрезентативны в качестве


базы для предсказания и вводят в заблуждение, если после их воз-


никновения естественное изменение в сторону средних (нормальных)


значений истолковывается как свидетельство эффективности избран-


ного курса действий.


Временные рамки. При отсутствии прогноза временных рамок для


ожидаемых последствий в качестве подтверждения могут рассматри-


ваться события, произошедшие в любое время после их предполагае-


мой причины. При отсутствии временных рамок любое свидетельство


сомнительно.


Избирательная, односторонняя трактовка опыта ведет к тому,


что запоминается только какой-то определенный исход, а все остальные


игнорируются.


Объективная трактовка опыта проявляется в том, что запомина-


ются и интерпретируются все исходы. Эффективный способ совершенст-


вования ментальных моделей предполагает объективную трактовку


опыта и прогнозирование временных рамок для ожидаемых событий.


Причина и следствие


• В качестве причин в системах обычно рассматриваются взаимосвязи


между влияющими факторами, а не отдельные события.


• Системное мышление выявляет три заблуждения о характере причин-


но-следственной связи:


О Причина и следствие разделимы, следствие наступает после


причины.


c Во времени и пространстве следствие идет сразу за причиной.


c Следствие пропорционально причине.


• Закрытые системы изолированы от влияния внешней среды.


• Открытые системы открыты для внешних влияний.


• Теория хаоса занимается сложными системами, в которых малые из-


менения начальных условий со временем могут привести к огромным


изменениям, поскольку сложные системы непредсказуемы. Однако


весьма простые правила могут определять поведение даже очень


сложных систем.


• Имея дело со сложными системами, нужно:


определить границы системы;


искать аттракторы (стабильные состояния, к которым тяготеет сис-


тема).


• Чтобы изменить сложную систему, нужно:


дестабилизировать прежнее, устойчивое, состояние (исходный ат-


трактор);


создать новое устойчивое состояние (новый аттрактор).


За пределами логики


• Имея дело с системами, формальной логикой не обойдешься.


В формальной логике причинно-следственные связи действуют вне


временных рамок, а в системах все происходит во времени.


Формальная логика непригодна, когда используются утверждения,


предполагающие самоприменение. Для разрешения возникающих при


этом логических парадоксов нужны системный подход или метапози-


ция, выводящая за рамки установленной системы отсчета._



Для обнаружения ограничивающих нас ментальных моделей нужно:


составить список трудностей и по поводу каждой ответить на вопрос,


существует ли она сама по себе или только в нашем воображении;


сделать ≪левую колонку≫, т.е. записать то, что вы думаете и что го-


ворите в проблемных ситуациях;


выделить и проанализировать использование в речи определенных


типов выражений: оценочных суждений, модальных операторов и


лингвистических универсалий — обобщающих понятий.


• При проведении изменений наилучшими точками приложения усилий,


дающими эффект рычага, служат ментальные модели, на которых дер-


жится структура системы.



Обучение


• Учиться — значит изменять себя, ориентируясь на обратную связь,


поступающую к нам в результате наших действий.


• Мы учимся е помощью всего, что мы делаем.


• Обучение реализуется в контуре балансирующей обратной связи. Вы


действуете, воспринимаете результаты своих действий и исходя из них


принимаете решение о дальнейших действиях. При этом вы всегда


помните об их цели.


ПРОСТОЕ ОБУЧЕНИЕ


• Простое обучение, или обучение первого порядка, или адаптивное


обучение, заключается в том, чтобы, ориентируясь на сигналы обратной


связи, приближаться к своей цели. Есть две разновидности простого


обучения, при которых:


— используется обратная связь, поступающая в данный конкретный


момент;


— полученная обратная связь используется со временем, т.е. для


того, чтобы лучше действовать в следующий раз. Иными словами,


обратная связь охватывает серию действий, разворачивающих-


ся во времени.


ПОРОЖДАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ


• Порождающее обучение, или обучение с использованием двух контуров


обратной связи, — то, при котором в одном из контуров начинают


изменяться наши ментальные модели.


• Порождающее обучение способно как усиливать ментальные модели,


так и ставить их под сомнение.


ЧТО МЕШАЕТ НАМ УЧИТЬСЯ?


• Вычеркивание части информации.


• Динамическая сложность.


• Ограничивающие ментальные модели.


• Трудности измерения обратной связи.


• Смешение понятий точности и достоверности.


• Установление слишком низкого или слишком высокого порога реакции.


• Игнорирование того, что мы чувствуем.


• Неумение задавать вопросы.


Ракурсы


• Ракурс — это точка зрения.


• Системное мышление обращает внимание на то, как различный опыт,


разные точки зрения взаимодействуют, образуя нечто большее и це-


лостное.


• Важно видеть мир в разных ракурсах — это дает более полную карти-


ну и расширяет наши ментальные модели.


• Мир всегда богаче, чем наше представление о нем.


• Есть два принципиально разных подхода:


Объективный подход, или взгляд на систему со стороны.


Субъективный подход, или взгляд на систему изнутри.


• Системное мышление использует оба подхода.


• Выбор подхода определяется тем, как вы проводите границы интере-


сующей вас системы.


• Полная объективность невозможна, потому что вам не дано полностью


выйти за рамки системы, частью которой вы являетесь.


• Есть два вида субъективности:


ваша собственная субъективность;


субъективность другого человека.


• Ментальные модели — ваши собственные и других людей — это часть


системы.


ПУНКТУАЦИЯ


• Пунктуация заключается в объяснении, нахождении смысла последова-


тельностей событий, проявлений действия контуров обратной связи.


• Разная пунктуация соответствует причинно-следственным цепочкам,


начинающимся в разных точках контура обратной связи.


• Во взаимодополняющих отношениях партнеры ведут себя различным


образом, а их поведение побуждает каждого из них к ответной реакции.


• В симметричных отношениях обе стороны провоцируют друг в друге


аналогичный тип поведения._



Правила построения системных моделей


Вы — главное действующее лицо в этой ситуации. Стройте модель, ос-


новываясь на личном опыте, исходите из собственной точки зрения.


Выстраивая модель системы, не забывайте о цели. Для чего вы это


делаете, что хотите понять?


Начать можно с чего угодно.


Включайте в модель события, которые вы видите, слышите и чувству-


ете. Особенно значимы повторяющиеся события, участвующие в фор-


мировании паттерна.


В соответствии со своей целью определите границы системы, времен-


ной горизонт моделирования и людей — участников системы.


Включайте в модель только растущие или убывающие элементы, кото-


рые изменяются под воздействием других. Если хотите использовать


что-то, остающееся неизменным, спросите себя: ≪Что это олицетворяет


для меня?≫



Вторую точку приложения рычага выявляет базовый системный


вопрос: ≪ Что именно меня ограничивает?≫ Задавая этот вопрос, вы


имеете шанс выявить ограничивающий вас контур уравновешиваю-


щей обратной связи. Ответ заключается в том, чтобы устранить


или ослабить проявление этого ограничения, а не пытаться фор-


сировать факторы, действующие в усиливающем контуре



Попав в очередной раз в уже знакомую проблемную ситуацию,


задайте себе вопрос: ≪Каким образом я ее создаю?≫ Контур об-


ратной связи — это круг, и повлиять на него вы можете только


в том месте, где с ним пересекаетесь. Значит, нужно присмот-


реться к тому, как ваши действия воспринимаются другими и


как развивается ситуация. Ваше действие кажется вам реакцией


на слова или поступки других, но, с их точки зрения, возможно,


инициатор — вы. Начиная анализ с себя, можно заново осмыс-


лить собственный опыт и, таким образом, завершить круг об-


ратной связи.



Системное мышление связывает нас с нашими чувствами, по-


тому что только с их помощью к нам может попасть сигнал обрат-


ной связи. Мы считаем, что самый важный аспект такого мышле-


ния — умение видеть взаимоотношения, быть их частью и мыслить


циклами. Это простое, но глубокое изменение способа мышления


переменит ваш мир, выведет из круга статичных причинно-след-


ственных связей и сделает участником динамичного процесса, в


котором вы окажетесь главным героем.



Если известна точка приложения рычага, можно малым усилием


вызвать большие перемены. И наоборот, если нет понимания сис-


темы, может получиться так, что при самых больших усилиях


результаты окажутся ничтожными.



Когда возникает проблема, системное мышление предлагает ряд


полезных вопросов.


Прежде всего спросите себя:


• Чего я хочу?


• Что я имею?


Стремление к цели создает петлю уравновешивающей обратной


связи, которой движет разница между действительной ситуацией


и желательной. Поэтому мы настоятельно рекомендуем вам четко


и ясно определить как свои цели, так и представления о том, что


именно вас не устраивает в настоящем.


Потом вам следует выяснить:


• Что мешает решить эту проблему?


• Почему эта проблема сохраняется?


• Какими действиями я этому способствую?


Эти вопросы приведут вас к пониманию структуры проблемы,


причем без обвинений в чей-либо адрес.


Затем нужно обратить внимание на имеющийся механизм об-


ратной связи:


• Каких результатов мне удалось достичь к данному моменту?


• Чему я научился на этом опыте?


Наконец, подумайте о ментальной модели, которая стоит за этой


проблемой:


• Каковы мои предположения относительно этой проблемы?


• Каковы мои предположения относительно действий и мотивов других


людей, вовлеченных в проблему?


Ответив на эти вопросы, вы сможете строить модель системы.


Ваши ментальные модели — часть системы, которую вы пыта-


етесь понять, так что, устанавливая границы моделируемой систе-


мы, проследите, чтобы вы сами были в нее включены. Грегори


Бейтсону, пионеру изучения системного мышления в 1950-х, при-


писывают следующие слова: ≪Когда исследователь начинает зон-


дировать неизвестные области мира, противоположный конец


зонда всегда касается его жизненно важных органов≫.__



Система не может действовать лучше,


чем позволяет ее слабейшее звено


Один из подходов к изменению системы состоит в том, чтобы


найти ее самое слабое звено. То место, где система сломается под


давлением, может быть использовано как точка приложения ры-


чага, чтобы повысить ее эффективность или чувствительность.



Если посмотреть на принцип слабейшего звена с другой точки


зрения, получается, что эффективность системы всегда ниже воз-


можностей ее сильнейшего звена. Из личного опыта каждый зна-


ет, что проблемы возникают не только при недостатке, но и при


избытке питательных веществ. Избыток чего угодно — это опасно


(даже избыток воды может оказаться смертельным). Деньги, воз-


можно, — единственное исключение, хотя выше определенного


уровня и это сомнительно: опрос людей, получивших крупный


выигрыш в лотерею, показал, что через год после этого события


ощущение счастья и удовлетворенности жизнью было почти таким


же, как до выигрыша. (22).


Кроме того, когда вы пытаетесь максимально увеличить отда-


чу от одной из частей системы, обратные связи создают давление


на другие ее части. При этом теряется сбалансированность системы.


Так что если попытаться сделать какую-то часть системы быстрее


или эффективнее, в целом она может стать менее действенной.


Например, чрезмерное развитие какой-то группы мышц может


вызывать перенапряжение сухожилий, крепящих их к костям, что


зачастую заканчивается повреждением связок. Мышцы нуждаются


в сбалансированном развитии. Здесь главное — пропорциональное


развитие всего тела. Бицепсы Арнольда Шварценеггера нелепо


выглядели бы на теле Вуди Аллена.__



Есть еще один вывод. В долгосрочной перспективе лучше всего то,


что способно самостоятельно приспосабливаться, а не то, что на-


илучшим образом приспособлено сейчас. Сделав часть системы


сверхэффективной или очень быстрой, нужно понимать, что это


хорошо только в данном контексте или в данное время. Обстоя-


тельства меняются. То, что хорошо подходит к определенной среде,


не будет так же удачно вписываться в новое окружение. Цена, ко-


торую приходится платить за повышение адаптации к существую-


щей ситуации, — утрата гибкости перед лицом меняющихся об-


стоятельств. Когда вы лучше всего адаптированы, вы особенно


уязвимы к переменам. Каждое решение создает свои проблемы.


Момент наивысшего успеха — это время, когда нужно активно


задуматься о следующем шаге, следующей идее или следующем


рынке. Не пытайтесь меняться, идя в ногу со временем, — опере-


жайте время, или оно будет диктовать вам перемены.



Задумайтесь над словами Лао-Цзы, автора ≪Дао дэ цзин≫, кото-


рый две с половиной тысячи лет назад создал один из величайших


трактатов о системах:


Когда все спокойно, легко действовать. То. что еще не проявило признаков,


легко направить. То, что слабо, легко разделить. То, что мелко, легко рассеять.


Действие надо начать с того, чего еще нет. Порядок нужно наводить тогда,


когда еще нет смуты. Ибо большое дерево вырастает из крошечного побега,


самая высокая башня начинает строиться с горстки земли, путешествие в


тысячу ли начинается с одного шага. Великий принцип не может быть разде-


лен, потому что множество частей не есть целое.







    Другие статьи по темам:
  • хорошо
    +5
    плохо

0 комментариев

Добавить комментарий