Мифы о количественном смягчении


В последние годы довольно часто обсуждаются меры принимаемые казначейством США и ФРС, а так же их полезное влияние на экономику. В данной статье попробуем разобраться в происходящих событиях в историческом ракурсе. 
В острой фазе кризиса одной из самых значительных программ, проводимых казначейством США, являлась программа «по оказанию помощи активам» (The Troubled Asset Relief Program, далее—TARP). Суть данной программы заключалась в следующем: казначейство покупало привилегированные акции банков с фиксированной доходностью без права управления, для увеличения ликвидных активов на балансе финансовых институтов и в целом кредитования экономики. Объем помощи первоначально предусматривался размером в 700 млрд долл., использовано в рамках данного лимита 413 млрд долл. В итоге данной программы удалось рекапитализировать балансы многих финансовых институтов и компаний реального сектора. В частности можно выделить некоторые успехи:


  • программа TARP помогла рекапитализировать более чем в 450 малых и средних банков с активами до 1 млрд долл., которые получили средства в рамках данной программы;
  • компании Ford, GM и Chrysler вышли из банкротства, что помогло сохранить в автомобильной промышленности 151 700 рабочих мест — самый сильный рост отрасли за 10 лет, впервые с 2004 года, все три больших автомобильных компаний работают с прибылью;
  • независимые эксперты считают, что TARP, наряду с другими ответами правительства США на финансовый кризис, помогла сохранить около 8,5 миллионов американских рабочих мест, а также позволило предотвратить падение ВВП на 11,5%;
  • программа TARP принесла казначейству США 10 миллиардов долларов чистой прибыли;
  • программа TARP помогла более 850 000 домовладельцев получить возможность снижения платежей по ипотечным кредитам в среднем по 520 долл. каждый месяц;
  • по данной программы были профинансированы такие банки, как JPMorgan Chase, Bank of America, Citigroup и Bank of America в размере более 250 млрд долл., а так удалось избежать их банкротства;
Программа скидок по ипотечным кредитам (далее — MBS) предусматривала снижение процентов по ипотечным кредитам, выданные компаниями Fannie Mae и Freddie Mac под гарантии возврата данных займов казначейством США. Общий объем данной программы на январь 2012 года составил 124,5 млрд. долл. 
В рамках мягкой денежно-кредитной политики ФРС помимо основных инструментов—снижение учетной ставки с 2,25% до 0,0%, а потом поднятием до 0,25%, были использованы и другие нестандартные инструменты и программы. К ним можно отнести количественно смягчение один (далее—QE) и количественное смягчение два (далее — QE2), а также операция «Твист». Официально данные программы были призваны помочь экономики выходу из рецессии, улучшения основных макроэкономических показателей, а в частности рост ВВП, уровень инфляции и самое главное снижению уровня безработицы, по крайней мере так это интерпретирует ФРС.
Программа QE стартовала в сентябре 2008г., суть которой состояла в вливании на рынок ликвидности через расширение баланса ФРС и выкуп у банков различных активов, ставших неликвидными в результате кризиса доверия. За короткий период — с сентября по декабрь 2008 г. — баланс ФРС увеличился с 900 млрд долл. до 2.3 трлн долл. В конце 2008 г. ФРС начала выкуп ценных бумаг, обеспеченных ипотечными кредитами и гарантированных государственными ипотечными агентствами, на 600 млрд долл. 
В марте 2009 г. ФРС объявила масштабную программу увеличения выкупа облигаций — по ипотечным бумагам еще на 750 млрд долл., с доведением общего объема покупок этих бумаг до 1.25 трлн долл., одновременно был запущен выкуп американских казначейских облигаций на 300 млрд долл. Эта программа действовала до конца марта 2010 г. Однако летом 2010 г. появились сигналы резкого замедления роста американской экономики, поэтому в августе 2010 г. ФРС решила, чтобы не допустить преждевременного сокращения своего баланса, начать реинвестирование погашаемого долга по 30 млрд долл. в месяц. 
С ноября 2010 г. стартовала программа QE2 по выкупу казначейских и ипотечных облигаций в объеме 600 млрд долл. с рынка, срок которой завершился в конце июня 2011. В результате данных программ баланс ФРС расширился до 2,5 трлн долл. 
Операция «Твист» была начата 21 сентября 2011 года, Федеральный комитет по открытым рынкам (далее— FOMC) к концу июня 2012 года выкупит и реинвестирует на 400 млрд долл. номинальной стоимости казначейских ценных бумаг с оставшимся сроком погашения от 6 до 30 лет номинальной стоимости казначейских ценных бумаг с оставшимся сроком погашения до 3 лет или меньше. 
Основная цель данной программы — реструктуризация государственного долга США с краткосрочных обязательств в долгосрочные в целях уменьшения долгового бремени на федеральный бюджет в последующие годы.
В середине 2012 года начала очередную программу количественного смягчения QE3, предусматривающую выкуп токсичных активов в пределах 45 млрд долл. в месяц. 
Приблизительно за 19 месяцев баланс ФРС увеличился на чуть менее 800 млрд. долл. Сумма сама по себе значительная. Выкуп в основном происходил долгосрочных казначейских облигаций США (Notes/Bonds) и ипотечных облигаций компаний Fannie Mae, Freddie Mac и Ginnie Mae, гарантированные правительством США. В итоге количество ликвидных средств на балансах банков увеличивает, а так же дешевое фондирование (ставка по федеральным фондам находится в пределах ¼ процента уже нескольких лет) позволяет предоставлять кредиты по более низким процентным ставкам, а это в свои очередь способствовало бы спросу и увеличению выпуска. Однако данный трансмиссионный механизм практически не работает. Дешевые денежные средства инвестируются не в реальный сектор, а в финансовые активы: будь то акции или US Treasury. Поэтому в последние годы, за исключением отдельных периодов, рост фондовых индексов США происходил одновременно с ростом цен по казначейским облигациям, и особенно по двухлеткам и десятилеткам. Действия ФРС тут в принципе понятны скупка облигаций правительства и облигаций ипотечных компаний, гарантированные правительством, способствует искусственному поддержанию высоких цен на них, снижению процентных ставок и, как следствие, стоимости заимствований и обслуживанию возрастающего государственного долга. С этим можно долго спорить или нет, но данные меры — это прямое финансирование (монетизация) государственного долга. Единственное, что первоначальные программы способствовали расчистке балансов крупнейших финансовых корпораций таких, как JPMorgan Chase, Bank of America и Citigroup от «токсичных активов». Но тут возникает один вопрос. А при чем тут уровень безработицы и выпуск, а котором так часто говорят и связывают данные программы? К тому же с начала 90-ых методика ее расчета в США постоянно менялась. Такой интересный факт: если бы безработицу считали так как в ЕС, то она бы составляла по некоторым оценкам около 15 % процентов, что выше чем в еврозоне, т.е ни о каком снижении речи и не идет. После сильной рецессии даже по простым законам экономики всегда происходит оживление. Сравнивать данные меры с ростом ВВП тоже не приходится.
С 2008 года с переменной динамикой кредитование реального сектора постоянно сокращалось. Ипотечные кредиты снижаются наиболее быстрым образом, а это один из ключевых индикаторов, банковские же на уровне 25 летней давности. Поэтому необоснованная полемика по поводу сворачивая стимулирующих мер не имеет никакого основания. В той или иной форме дешевое фондирование будет существовать, могут только уменьшить скорость вливания новых денег в финансовую систему, поэтому не стоит ожидать сильного падения индексов в ближайшее время, а скорее роста Единственное, что в финансовой системе США есть еще более серьезные проблемы: громадное количество выпущенных производных финансовых инструментов крупнейшими банками США, но это отдельная тема для разговора.






0 комментариев

Добавить комментарий